
Когда слышишь про автоматизированную желобную линию с цепной подачей для несушек, многие представляют себе идеально отлаженный конвейер. Но на деле даже у проверенных производителей вроде Big Dutchman или Chore-Time бывают огрехи в адаптации к нашим условиям. Вот, например, китайская ООО Ляонин Муччао Интеллиджент Эквипмент – их цепные системы внешне надежны, но при монтаже в старых птичниках мы столкнулись с провисанием цепи на дистанциях свыше 80 метров. Пришлось дополнять направляющими роликами, которых изначально не было в комплекте.
Цепь – это не просто тяговый элемент, а главный источник шума и износа. В системах от ООО Ляонин Муччао использовали стальные звенья без полимерного покрытия, что в первые месяцы давало металлический скрежет. Пришлось самостоятельно обрабатывать цепи пищевым силиконом, хотя производитель уверял, что шлифовка исключает проблему. Кстати, их цепная подача для несушек в комплектах 2019 года имела изогнутые участки с радиусом менее 1.5 м – это приводило к заклиниванию при резких перепадах температуры.
Скорость движения – отдельная головная боль. В документации указаны стандартные 12 м/мин, но для родительского стада с активным потреблением корма мы снижали до 8 м/мин. Инженеры ООО Ляонин Муччао сначала сопротивлялись, мол, алгоритм не предусматривает. Потом выяснилось, что в контроллерах серии HH-2020 можно калибровать шаговые двигатели через скрытое меню. Такие нюансы никогда не пишут в мануалах.
Еще момент – распределение корма в желобах. В системах с углубленным профилем (как у Муччао) при влажности корма выше 14% образуются пробки. Причем проблема проявляется только на третьем-четвертом ярусе клеточных батарей. Мы экспериментировали с добавлением антислеживающих добавок, но стабильный результат дала только замена желобов на модели с перфорированным дном – их, кстати, этот производитель стал предлагать только с 2021 года.
Сенсоры уровня корма – бич всех бюджетных систем. У ООО Ляонин Муччао Интеллиджент Эквипмент в ранних версиях ставили механические поплавки, которые залипали от кормовой пыли. Перешли на ультразвуковые аналоги, но они сбоили при одновременной работе нескольких линий. Интересно, что в их же системе сбора яиц таких проблем не было – видимо, разные команды разработчиков.
Программируемые реле серии PTR-04, которые Муччао устанавливают в шкафы управления, имеют неприятную особенность: при отключении электроэнергии сбрасывают калибровку крайних положений цепи. Мы настраивали дублирующее питание от ИБП, но для больших хозяйств это удорожание на 15-20%. Сейчас они предлагают модернизированные контроллеры с флеш-памятью, но замену делают только по гарантии.
Самая большая ошибка – пытаться интегрировать их автоматизированную желобную линию со старыми европейскими системами вентиляции. Протоколы связи несовместимы, пришлось разрабатывать промежуточные преобразователи сигналов. Кстати, их собственная система экологического контроля неплохо стыкуется с кормораздачей, но для этого нужно закупать полный комплект оборудования.
При установке в птичнике с перепадом высот более 2 см на 10 метров желоб деформируется. В спецификациях ООО Ляонин Муччао об этом скромно умалчивают. Мы вышли на допуск 5 мм по уровню, иначе цепь начинает 'прыгать' в местах стыков. Крепежные кронштейны тоже требовали доработки – штатные не учитывали вибрацию от смежных линий транспортеров помета.
Температурные расширения – отдельная тема. В Краснодарском крае летом металлические направляющие нагревались до 60°C, и желоб расширялся на 3-4 см. Производитель рекомендовал оставлять зазоры, но точных формул не дал. Пришлось опытным путем выводить коэффициент 1.5 мм на погонный метр при Δt=30°C. Сейчас они включают этот расчет в техзадание, но только при запросе из южных регионов.
Сборка узлов – момент, который многие упускают. Болтовые соединения на поворотных секциях требовали протяжки после двух недель эксплуатации. В новых комплектах (с 2022 года) стали ставить самоконтрящиеся гайки, но для ранних поставок мы закупали их отдельно. Кстати, у этого производителя есть полезная опция – выезд технолога для аудита монтажа, но ее нужно заказывать отдельно и заранее.
Если брать цепные системы Муччао и сравнивать с тем же Big Dutchman – разница в цене 25-30%, но в надежности разрыв меньше. Голландские линии лучше переносят перегрузки, но ремонт дороже в 2-3 раза. А вот с турецкими производителями вроде Aytav разница уже не так очевидна – там и цены сопоставимы, и качество схожее.
Интересно, что желобная линия для несушек от ООО Ляонин Муччао показала себя лучше в условиях высокой влажности. Их оцинкованные желоба с покрытием HDX служат дольше, чем полимерные у конкурентов. Но при этом цепь требует более частой смазки – раз в 4-6 месяцев против 8-10 у европейских аналогов.
По расходу корма разница минимальна – где-то 1.5-2% в пользу премиальных брендов. Но если учитывать стоимость обслуживания, то системы Муччао выигрывают за счет доступности запчастей. Хотя с подшипниками вечная проблема – ставят китайские, их хватает на 2-3 сезона, потом меняем на SKF или NTN.
Первое – датчики обрыва цепи. Сейчас они срабатывают с запозданием, когда уже намотано несколько метров желобов. Нужно ставить дублирующие сенсоры через каждые 10 метров. Второе – конструкция угловых передач. Шестерни изнашиваются быстрее прямых участков, лучше делать их разборными для замены без демонтажа секции.
Третье – программное обеспечение. Их софт для мониторинга не учитывает неравномерность потребления корма в разных зонах птичника. Приходится вести параллельный учет вручную. Хотя в последней версии прошивки уже есть функция зонирования, но она работает только с их же системами микроклимата.
В целом, если брать автоматизированную желобную линию с цепной подачей от ООО Ляонин Муччао – это разумный компромисс для хозяйств среднего масштаба. Не идеально, но за эти деньги лучшее на рынке. Главное – сразу закладывать 10-15% бюджета на доработки и иметь компетентного технолога на объекте.