
Если честно, когда слышу про ленточная система удаления помета, всегда вспоминаю, как лет десять назад все кинулись ставить первые модели - думали, главное ленту протянуть, а остальное само заработает. На деле же оказалось, что угол наклона конвейера на 2 градуса больше нормы уже приводит к обратному скатыванию помета в дождливый сезон. Вот об этих нюансах и хочу поговорить.
В 2015 году на ферме под Воронежем пришлось переделывать всю систему креплений роликов - изначально поставили с шагом 1.2 метра, но при -25°C лента начинала провисать как гамак. Пришлось добавлять промежуточные опоры каждые 0.8 метра, иначе зимой транспортёр просто останавливался. Кстати, тогда же заметил, что полиэстеровые ленты толщиной 3 мм ведут себя лучше полипропиленовых, хоть и дороже на 15%.
Особенно проблемными оказались стыковочные узлы - если на производстве их склеивают термоспособом, в полевых условиях часто просто сшивают. Так вот, такие швы начинают расходиться уже через полгода при нагрузке свыше 200 кг/м2. Сейчас всегда требую двойную прошивку капроновой нитью с силиконовой пропиткой.
Кстати про нагрузку - многие не учитывают, что при плановом увеличении поголовья с 10 до 15 тысяч голов система должна иметь запас прочности минимум 40%. Иначе в полтора года вместо плановых трёх придётся менять все приводные барабаны. Проверено на горьком опыте в Новосибирской области.
Ни разу не видел идеально работающей ленточной системы удаления помета без синхронизации с вентиляцией. В прошлом году на комплексе в Ленобласти пришлось переделывать вытяжные шахты - потому что при работе транспортера аммиачные пары скапливались в торцевых частях птичника. Оказалось, лента создаёт дополнительный воздушный поток со скоростью 0.3 м/с.
Система поения - отдельная история. Когда ниппели начинают подтекать, влажность помета повышается с нормальных 65% до 78-80%. В таких условиях даже самая дорогая лента скользит по роликам как на льду. Приходится либо снижать скорость конвейера до 0.8 м/мин, либо добавлять адсорбенты, что удорожает процесс на 20-25%.
Кстати, у ООО Ляонин Муччао Интеллиджент Эквипмент в этом плане интересное решение - они ставят датчики влажности прямо на ленту с выводом на контроллер системы поения. Но на их сайте herdhome.ru честно предупреждают, что это работает только с их оригинальными ниппелями.
Летом 2022 в Ростовской области столкнулись с интересным эффектом - при температуре выше +32°C ПВХ лента начинала выделять пластификаторы, которые смешивались с пометом и забивали скребковые очистители. Пришлось экстренно заказывать полиуретановые аналоги, хотя по спецификациям ПВХ должен был выдерживать до +45°C.
Зимой другая беда - конденсат на нижней стороне ленты. Когда транспортер проходит из тёплого птичника (+24°C) в холодный накопитель (-5°C), влага замерзает и ледяная корка срывает ленту с направляющих. Сейчас рекомендуем ставить инфракрасные нагреватели в зоне перехода, но это ещё +7% к энергопотреблению.
Весенняя распутица вообще отдельный кошмар - если накопитель расположен в 50 метрах от птичника, грязь забивает приводные цепи. Пришлось разрабатывать систему подогрева грунта вокруг тоннеля, но окупается она только на фермах от 100 тысяч голов.
До сих пор помню, как в 2018 уговаривал владельца фермы в Татарстане не экономить на двигателях - он поставил китайские асинхронные вместо сервоприводов. В результате при изменении нагрузки обороты плавали, лента то останавливалась, то дергалась. В итоге за год пометосборники пришли в негодность, а ремонт обошёлся дороже первоначальной экономии.
Сейчас всегда считаю стоимость цикла обслуживания - например, подшипники в роликах нужно менять каждые 2 года, но если поставить с двойным уплотнением, то протянут 4 года. Дороже на установку, но дешевле в перспективе. Кстати, у ООО Ляонин Муччао в этом плане грамотный подход - они сразу закладывают в конструкцию возможность замены роликов без демонтажа ленты.
Ещё один спорный момент - автоматическая система промывки. Кажется, что это излишество, но на практике ручная очистка раз в неделю занимает 4 часа работы двух сотрудников. За год набегает 416 человеко-часов, что при средней зарплате равно стоимости установки автомата промывки.
Сейчас тестируем комбинированную систему - ленточная транспортировка плюс аэрация в накопителе. Получается снизить влажность до 60% ещё до вывоза, что увеличивает стоимость помета как удобрения на 30%. Но пока не решена проблема заиливания дренажных каналов.
Интересное решение видел в документации на herdhome.ru - они предлагают модульную конструкцию, где можно наращивать длину транспортера секциями по 12 метров. Но при этом не указано, что при длине свыше 84 метров нужен промежуточный привод, иначе рвётся сварной шов.
Если говорить о будущем, то идеальной вижу систему с датчиками давления на каждом ролике и адаптивной скоростью движения. Но пока такие решения есть только у европейских производителей, да и стоимость превышает разумные пределы для наших хозяйств. Хотя ООО Ляонин Муччао Интеллиджент Эквипмент в своих новых разработках уже близки к этому - судя по последним техническим бюллетеням.
В целом же, при всех недостатках, ленточная система удаления помета остаётся оптимальным решением для ферм от 5 до 50 тысяч голов. Главное - не экономить на мелочах и обязательно требовать тестовый прогон оборудования перед покупкой. Как показала практика, 30% проблем решаются на этапе предпродажной проверки.