
Если честно, когда слышу про ?идеальные системы удаления помета?, всегда хочется спросить – вы в каком цеху последний раз мыли сапоги? У нас в ООО Ляонин Муччао Интеллиджент Эквипмент с 2008 года собирали столько отказов, что хватило бы на учебник. Главный миф – что достаточно поставить транспортер и забыть. На деле даже толщина слоя подстилки влияет на износ скребков, не говоря уже о влажности корма.
Помню, в 2015-м пытались адаптировать голландский цепной транспортер под наши корпуса. Ошибка была в расчете углов – при длине птичника 120 метров нижняя ветвь провисала так, что помет налипал на ролики. Пришлось переваривать крепления с шагом 1.8 метра вместо стандартных 2.4. Кстати, на herdhome.ru до сих пор висит та самая схема с пометкой ?не повторять?.
Сейчас для системы удаления помета для бройлеров используем полипропиленовые ленты – но и тут нюанс. Если брать толщину меньше 4 мм, через сезон появляются продольные трещины от аммиака. Заменили на 5-миллиметровые с армированием, но пришлось пересчитывать приводы – двигатель 1.1 кВт уже не тянул.
Самое неприятное – когда заказчики экономят на желобах. Нержавейка 0.8 мм вместо 1.2 мм через полгода дает волну на стыках. Приходится объяснять, что замена желоба обойдется дороже, чем первоначальная переплата за толстый металл.
В прошлом году на комплексе под Воронежем пробовали комбинированную систему – скребки + промывка. Результат так себе: вода смешивалась с подстилкой, получалась каша, которая забивала насосы. Вывод – либо полностью сухой метод, либо полноценные лагунны.
Для производители систем удаления помета критично учитывать климат. В Краснодарском крае, например, влажность летом сводит на нет эффективность обычных вентиляционных тоннелей. Пришлось дополнять систему принудительной подачей подогретого воздуха в зону транспортера.
Кстати, про подогрев – если делать его электрическим, расходы убивают всю экономию. Мы в Муччао теперь ставим рекуператоры на вытяжках, благо температура исходящего воздуха даже зимой редко опускается ниже +15°C.
Самая частая ошибка монтажников – невыверенная соосность валов. Кажется, отклонение 3 мм – ерунда. Но при работе на 18-метровом участке это дает перекос ленты до 40 мм. Видел как на Тамбовской птицефабрике из-за этого рвало крепежные уши.
Еще момент – крепление направляющих. Если ставить на сварку, при замене ленты приходится газорезкой снимать. Теперь используем болтовое соединение с пазами – дороже на 15%, зато обслуживание втрое быстрее.
Кстати, про болты – обязательно нержавейка А2. Черные через полгода прикипают так, что срезать приходится. Проверено на пяти объектах.
Регламент – святое. Но как объяснить птицеводу, что скребковый транспортер нужно останавливать для очистки раз в смену, а не когда уже застревает? Придумали сигнализацию по току двигателя – при превышении нагрузки на 20% срабатывает предупреждение.
Для бройлеров производители важно помнить про сезонность. Зимой при скученности птицы нагрузка на систему возрастает почти вдвое. Приходится закладывать запас производительности 30-40%, хотя это и удорожает конструкцию.
Самое обидное – когда система работает идеально, но ее забивают операторы. Видел, как на одной ферме сбрасывали в транспортер пустые мешки из-под корма. Пришлось вводить сетчатые фильтры на загрузочных зонах.
Сейчас экспериментируем с датчиками влажности в реальном времени. Пока дороговато – один сенсор обходится в 12 тыс рублей, а на стандартный цепь нужно штук 8. Но уже видно, что автоматическая корректировка скорости транспортера экономит до 15% электроэнергии.
Интересное решение подсмотрели у финнов – спиральные транспортеры для узких проходов. Но для наших объемов пока неэффективно – максимум 3 тонны в час против 8 у ленточных.
В общем, если резюмировать – идеальной системы удаления помета не существует. Есть грамотно спроектированная под конкретное хозяйство. Мы в ООО Ляонин Муччао Интеллиджент Эквипмент за 15 лет убедились – даже удачная конструкция требует постоянной адаптации. И да, сапоги все равно мыть придется.